среда, 9 марта 2016 г.

Великолепный век / Muhteşem Yüzyıl (2011 ‒ 14)

 

 Нет ничего удивительного в том, что "Великолепный век" до сих пор не нашел своего места в кинокрестиках. В то время, когда я была увлечена этим сериалом (надо сказать, первым "запойным" сезоном всё и ограничилось, потом он мне наскучил), коллекции киновышивок не существовало в природе. Даже не было никаких намеков и идей в эту сторону). Позже друзья подсказали, указав предметно на серию с вышивающей Хатидже‒султан, и в коллекции появился соответствующий пост.
  И вот, спустя несколько лет отдаю должное полной раскладке по вышивальной тематике сериала. Точнее, первого сезона. Расписывать поэпизодно кто, что и по какому поводу вышивал нет необходимости, бо как вышивкой гаремные дамы занимаются зачастую фоном под непрекращающиеся пересуды.

   Из-за оригинальной формы вышивальных рам-столиков я "про себя" назвыала эти эпизоды "конкурсом вышиваемых табуреток". Нет, ну они в самом деле похожи на маленькие стандартные табуретки, которые удобно и в руках держать, и на пол поставить, и на ноги водрузить.


Вышивают все т.н. первые дамы гарема. И Валиде - султан, мать действующего султана Сулеймана, и сестра султана Хатидже-султан, и обе его первые жены - Гульфем-хатун и Махидевран - султан. Никто не пренебреагет рукоделием.


  Отдельное представление - Хюррем-султан, нынешней фаворитки, схватившей Сулеймана так крепко, что не отпускала до самой смерти. Ей, конечно, совсем не до вышивок в бесокнечной череде "интриг-скандалов-расследований", но однажды ей тоже вручили вышивальную табуретку. Один раз! за 25 серий!
  

  Фламандский художник Жан-Батист ван Мур (1671-1737) прибыл с французским посольством к двору султана Ахмеда III и прожил в Османской империи до своей смерти. Именно он стал основоположником направления ориентализм в изобразительном искусстве, знакомя западный мир со сценами из восточной придворной жизни. На одной из картин написана турецкая вышивальщица за характерным столиком.