пятница, 10 февраля 2017 г.

Дом Бернарды Альба / Debi tskvdiadshi (1982)

  И снова "что написано пером, того не вырубить топором". Перо Федерико Гарсия Лорки изволило навечно привязать Магдалену, одну из героинь своей пьесы, к вышивке.
  Едва закончив поминальные службы по супругу, донья Бернарда объявляет восьмилетний траур по усопшему. Дочерям - заложницам крутого матушкиного нрава предлагается "развлекать" себя рукоделием. Упоминание о приданом в данном случае звучит особенно цинично, учитывая, что младшей из дочерей по окончании траура будет уже 28.
   Бернарда. Все равно, достань другой, он тебе понадобится. Восемь лет, пока не кончится траур, в этот дом и ветру не будет доступа. Считайте, что окна и двери кирпичами заложены. Так было в доме моего отца и в доме моего деда, так будет и у нас. А пока что готовьте себе приданое. У меня в сундуке двадцать кусков полотна, раскроите их на простыни и подзоры. Магдалена может их вышить.
   Магдалена. Мне все равно, что с вышивкой, что без вышивки.
   Адела (язвительно). Не хочешь вышивать, обойдемся и так. Зато твои будут краше всех.
   Магдалена. Не хочу я вышивать ни мои, ни ваши. Я знаю, что не выйду замуж. По мне, уж лучше мешки на мельницу таскать, чем по целым дням сидеть взаперти в этой комнате и света белого не видеть.
   Бернарда. Такова женская доля.
   Магдалена. Будь она проклята.
   Бернарда. Здесь я хозяйка. Теперь уж ты не пожалуешься отцу. Женщинам – полотно и иголки, мужчине – мул и плетка. Так водится у людей с достатком. 
<...>
 Чисто выбеленная комната в доме Бернарды. Слева – двери, выходящие в спальни. Дочери Бернарды сидят на низких стульях и шьют. Магдалена вышивает.   Здесь же Понсия.   Ангустиас. Я уже скроила третью простыню.
   Мартирио. Эту Амелии подрубать.
   Магдалена. Ангустиас, буквы Пепе тоже вышить?
   Ангустиас (сухо). Нет.


  Судя по популярности этой пьесы Гарсиа Лорки в театральных постановках и экранизациях, вышивающая Магдалена запросто составит конкуренцию Розине ("Севильский Цирюльник") и Роксане ("Сирано де Бержерак") по количеству упоминаний в коллекции.  

Комментариев нет: