суббота, 30 апреля 2016 г.

Накануне (1959)

   Уж не знаю, когда произошло сращивание понятий "тургеневская девушка" и "кисейная барышня", но в понимании современных ширнармасс в большинстве случаев тургеневская барышня воспринимается этаким зефирным сушеством, мечтательным и романтичным, неспособным переносить бытовые трудности. 
  Меж тем, именно тургеневским барышням, таким, какими их описывал автор, вполне свойственно совершать решительные поступки. Такова и Елена Николаевна Стахова, девушка из дворянской семьи, полная возвышенных идеалов, ищущая "деятельного добра" и подвига и не находящая в своей среде применения своим силам, влюбившаяся в болгарского студента Инсарова, неимущего демократа–разночинца. Елена полностью посвящает себя своему избраннику и идет за ним по его тяжелому пути. 
 А пока, пока её зарождающиеся чувства еще весьма туманны и неосязаемы, но вышивка - прекрасное подспорье для внутреннего монолога и попытки разобраться в самой себе.





Появление Берсенёва, между делом рассказавшего по внезапном исчезновении Инсарова со своими соотечественниками, выводит Елену из равновесия. Она в испуге за Инсарова роняет коробку с нитками. И Берсенёву становится очевидной тщетность его надежд на ответные чувства Елены.


  Однако, барышня быстро берет себя в руки и с невозмутимым видом за разговорами продолжает вышивку. До чего же грациозна Ирина Милопольская за вышивальным станком. 


Вот что значит благородное воспитание! И никаких перекусываний нитей зубами)